Световая психология, или с чего начинается светодизайн в Новосибирске | Интернет-портал «Хороший свет»
ВСЕ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ И ЭЛЕКТРОМОНТАЖА
Ваш город

Новосибирск (Россия, Новосибирская область )?

Избранное
Сравнение
Корзина

ОПТОВАЯ ПРОДАЖА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Световая психология, или с чего начинается светодизайн

Световая психология, или с чего начинается светодизайн

Курс лекций от компании ARTLIGHT

1. ВВЕДЕНИЕ

Задача дизайна – создать среду, в которой людям будет хорошо и комфортно заниматься делами, общаться и отдыхать. Световая среда, являясь частью дизайна, должна помогать этот комфорт создавать Среди других не менее важных задач световой среды - помощь в ориентировании в пространстве , расставление акцентов, создание ауры и настроения.

Древние греки говорили, что человек – мера всех вещей. Но какова мера световой среды? В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос, а также рассмотрим, как разные варианты световых решений влияют на наше восприятие и настроение.

Обычно за «меру световой среды» принимают нормы освещенности и исходя из этого проектируют освещение: делают расчеты и сравнивают их с нормами и если расчет им соответствует, считается, что освещение будет хорошим. Однако в рамках данного подхода есть несколько подводных камней, о которые может разбиться позитивный настрой заказчика и исполнителя.

Первый камень – это само понятие нормы. Как говорит Н.И. Щепетков, автор книги «Светодизайн города и интерьера», «нормы – это когда хуже уже нельзя». То есть норма – это некий минимум, необходимый для выполнения зрительных задач, от которого стоит отталкиваться, но не опускаться ниже. Но каким будет освещение, созданное по нормам?

Второй камень – ощущения. Нормы показывают, хватит ли освещения для зрительных работ, при этом не учитывая психологические факторы. Как человек воспримет интерьер, какие чувства испытает, будет ли ему удобно?

2. ТВОРИ СВЕТОВЫМИ ЭФФЕКТАМИ…

Разрабатывая проект освещения, нужно учитывать все поставленные перед помещением задачи, тем не менее не ставя функционал во главу угла.

Гарри Штефи в книге «Архитектурный светодизайн» подчеркивает, что недопустимо разрабатывать проекты освещения, основываясь только на нормах освещенности. Луи Мишель в книге «Свет – фактор формообразования пространств» обращает внимание на то, что надо работать с яркостями поверхностей и объектов, а не с их освещенностями. Авторы учебника «Архитектурная физика» тоже считают, что только на основе гармонии разных аспектов, функциональных, психологических и эстетических, формируется световая архитектура интерьера. Умелое распределение яркостей в помещении делает пространство ощущаемым, более глубинным и архитектурно выразительным.

Разные светодизайнеры пишут об одних вещах разными словами: для проектов освещения интерьеров крайне важно правильно распределить яркости поверхностей и объектов, а также обеспечить их гармоничное соотношение. Значит, в расчете помимо горизонтальной освещенности важно учитывать и другие параметры. Из чего же следует исходить при выборе освещения для поверхностей и объектов?


artlight-osveshchenie-nochnogo-kluba-iziba (2).jpg


Правильное распределение яркостей привносит в проект ауру и настроение, например как в проекте освещения ночного клуба на Рис.1.

Значит, в расчете помимо горизонтальной освещенности важно проверять яркости поверхностей и объектов, как эти яркости соотносятся между собой.

Из чего же следует исходить при выборе освещения для поверхностей и объектов?

3. ПРИРОДНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРКОСТЕЙ В ИНТЕРЬЕРЕ

Ориентиром при оценке распределения яркости чаще всего служит природное освещение. Оно создает необходимые контрасты, к которым привык человеческий глаз, делает свет более привычным.

Гусев и Макаревич в книге «Световая архитектура» пишут, что природное освещение радует глаз, поэтому воспроизведение его световых характеристик при проектировании света в интерьере – это удовлетворение психологических потребностей человека. Авторы также рассматривают основные качества данного типа света, которые можно использовать в проектах. Поговорим о них более подробно:

1) Определенный порядок распределения яркостей в поле зрения. Небо – верхняя часть поля зрения человека – имеет обычно наибольшую яркость. Земля – нижняя, и как правило, не такая яркая. Предметы на горизонте характеризуются средними яркостями. По такому же принципу человек обустраивает интерьер и формирует зону комфорта.


2) Зависимость освещения от поверхности. При естественном освещении мы оцениваем форму за счет распределения яркостей. На плоских поверхностях свет распределяется равномерно, а на криволинейных – нет. Важно учитывать это, чтобы случайно не создать эффект искаженного пространства.
Эффект усиления изменения яркостей на изломах поверхности хорошо показан на полосах Маха (рис. 3). На самом деле прямоугольники окрашены равномерно, а то, что мы видим – иллюзия. Чтобы это поверить, закройте листком бумаги соседние прямоугольники, и вы увидите, что они имеют одинаковую яркость по всей площади. Несмотря на это, узкая полоска слева от каждой границы кажется более светлой, а справа – более темной и из-за этого мы воспринимаем полосы более объемно и неравномерно. Полосы Маха – отличная иллюстрация того, как в глазу работает механизм, который усиливает контраст на границе объекта.

Поэтому следует с особой осторожностью относиться к световым параболам с резкими краями, которые часто рисуют на стене потолочные светильники-споты. Из-за этого появляется иллюзия излома ровной поверхности стены, что перегружает пространство и затрудняет восприятие интерьера.

3) Природное освещение создается соотношением разных типов света.

В природе невозможен вариант использования только одного типа света. Это всегда смешение направленного, рассеянного и отраженного света и при различном соотношении и сочетании всех типов создается освещение, которое ассоциируется с природным. Например, контрастное освещение в интерьере с явно выраженными тенями ассоциируется с солнечным светом (хотя освещенность может быть и меньше), а бестеневое – со светом пасмурного дня.

4) Зрение привыкло к контрастам. Контраст, который создает светотень, это не только фактор видимости детали, а прежде всего, эстетическая категория, в основе которой лежит гармония между создаваемыми и привычными для глаз природными контрастами.

5) Соотношение размера и освещенности. Площадь всегда светлее улицы, а большое поле лучше освещено, чем узкая тропинка в лесу. Поэтому большие интерьеры в архитектуре логично делать более светлыми, чем малые; низкие – более темными, чем высокие, распределение яркостей, построенное на обратной закономерности, вызывает ощущение неожиданного, театрального эффекта.

Эти пункты наталкивают на важный вывод: искусственное освещение тесно связано с естественным: первопричиной эмоционального воздействия, которое создает искусственный свет, является наша реакция на природные цвета. Все привычные для человека качества природного освещения, которые перенесены в интерьер, будут создавать ощущение покоя и спокойствия.

В светодизайне возможны два подхода к освещению интерьеров. Первый – создавать природные условия, которые будут восприниматься человеком естественно. И второй – создавать эффект «театральности», следуя обратному принципу. Что из этого лучше – каждый решает для себя сам.

4. СВЕТОВАЯ ТРИАДА РИЧАРДА КЕЛЛИ

Американский архитектор Ричард Келли выдвинул свою теорию о том, как создавать интерьерное освещение, следуя природным условиям. Обращая внимание на то, что в солнечный день, у людей улучшается настроение, а окружающая среда кажется более интересной, он предложил перенести качества освещения солнечного дня в интерьер.

В 1952 году Ричард прочел лекцию «Освещение как неотъемлемая составляющая архитектуры», в которой провозгласил световую триаду:
• световые акценты (focal glow);
• окружающее освещение, а точнее, равномерный свет со всех сторон (ambient luminescence);
• игра световых бликов (play of brilliance).

Световой акцент – это то, что привлекает внимание, соединяет воедино разрозненные части, продает товары, отделяет важное от малозначимого, помогает людям увидеть что-то новое. Это свет костра, теплый луч солнца на дальнем краю поля под пасмурным небом, мерцание звезд.

Световой акцент привлекает внимание, соединяет воедино разрозненные части, продает товары, отделяет важное от малозначимого, помогает людям увидеть.

Ричард говорил: «Комнаты дома можно зрительно соединить, если выделить в каждой из них сходные элементы, или, наоборот, разделить, акцентируя в каждой различные несхожие элементы. Последовательность световых акцентов, протяженная линия резких контуров, освещенный коридор, изгиб освещенной холодным светом стены или привлекательный световой акцент в дальней комнате – все это способно повести воображение за обычные границы комнаты... Разумеется, световые акценты играют в этом самую важную роль».

Луи Мишель предложил следующие контрасты между акцентом и фоном.

2:1 Хорошо заметный контраст между двумя поверхностями
3:1 Такой контраст создаст значимый световой акцент при условии, что у всех фоновых поверхностей и объектов примерно одинаковая яркость. Такой контраст (например, контраст между листом бумаги и поверхностью стола) предельно допустимый для комфортной продолжительной зрительной работы. Более высокие значения контрастов приводят к быстрому утомлению
10:1 Возникает исключительно сильный световой акцент, который станет доминирующей областью во всем окружении
25:1 Северное безоблачное небо, видимое сквозь окно с темной рамой. При таком контрасте прилегающие к освещенной области поверхности будут выглядеть практически черными.


artlight-osveshchenie-restorana-russkoj-kuhni-niki-v-moskve (2).jpg


Когда количество световых акцентов увеличивается, композиция усложняется и получившийся паттерн все больше приближается ко второму элементу триады – общему освещению.

Окружающее (общее) освещение – рассеянный свет. При таком освещении нет теней. Оно сглаживает форму и объем, уменьшая значимость предметов и людей. В интерьере общее освещение смягчает высокие контрасты акцентирующего, наполняет пространство светом. Это монотонное освещение в утренний снегопад, равномерный свет, когда туман окутывает маленькую лодку в море.

Игра световых бликов– это то, что воздействует на зрительные нервы, затрагивая и физическую форму и духовную, стоить отметить, что она либо раздражает, либо веселит, у нее нет промежуточных состояний. Солнечные искры в фонтане, переливающие световые узоры, когда солнце бьет сквозь пляшущую на ветру листву дерева.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И все же, как правильно создавать проекты освещения? Прежде всего, не стоит опираться на «норму» и принимать ее за священный грааль. Ей стоит соответствовать, но лучше делать упор на природный свет.

Соотношение яркости, контрастности и акцентов, которые присутствуют в природном освещении наиболее привычное оформление света для глаз человека. Помимо горизонтальной освещенности, важно проверить яркость акцентов, соотношение их и фона. Удостовериться, чтобы световые акценты приходились на композиционные. Для каждого светового сценария необходимо проверять это соотношение. Именно так создается комфортное, эффектное и выразительное освещение жилых и общественных интерьеров.

Подбираете освещение для вашего проекта? - пришлите нам проект интерьера и с вами вместе мы создадим практичное, эффектное и выразительное освещение. Освещение с аурой и настроением.


Источник -  компания ARTLIGHT